Но если всё-таки решающую роль сыграли имена этих транспортных средств, снимаю шляпу перед их владельцем — более совершенной гармонии достичь невозможно.
Имя одного средства, предназначенного для передвижения по земле, начинается с Gelande, что и означает «земля» (ну или «местность», это уже подробности).
Второе предназначено для перемещения по водной поверхности и начинается со слова Sea (смотрим в словарь, убеждаемся в незыблемости гармонии). Лично мне такой подход импонирует.
Надо, скажем, выбрать себе самолёт для личного пользования — берите Airbus, его имя начинается с обозначения того, к чему он приспособлен наилучшим образом. Или предложат вместо банальной дачи купить орбитальную станцию (300 км от МКАД, все коммуникации, живописное место). Что вы предпочтёте, даже ещё не посмотрев: Spacelab или «Салют»? То-то...
Одним словом — респект. Обе составляющих сложно (но гармонично) сочинённого транспорта прибыли в студию одновременно и с одной целью — установка музыкального оснащения.
Которое должно было стать настолько разным, насколько не похожи друг на друга Gelandewagen и Sea Doo, и настолько же одинаковым, насколько остаётся тем же самым хозяин, будь он за рулём или за штурвалом.
Начнём с привычной нам твёрдой земли
«Гелен-кабриолет» с 3,5-литровым турбодизелем сам по себе — редкий зверь. Просто из Красной Книги. Короткобазных внедорожников этой марки было выпущено всего 1050, кабриолетом стал ровно каждый третий, и совсем немного таких попало в Россию.
Задача по интерьеру и экстерьеру была сформулирована кратко: приспособить «немецкий уазик» не только для активного отдыха, но и для обычных поездок, для чего оснастить его достойной аудиосистемой. Усовершенствование экстерьера, собственно, ограничилось покраской колёсных дисков в радикальный чёрный цвет, причём в другое время и в другом месте, так сказать, за рамками проекта.
Ну а с интерьером салона и в особенности багажника поработали основательно и вдумчиво. Всё перешито кожей, вновь добавленные элементы смотрятся органично и прекрасно вписываются в общий стиль автомобиля.
Но это, так сказать, моменты косметические, важные, но не основные. Основное — звук, и в этом отношении «Гелендвагены» всегда были трудными платформами по одной причине, кабриолеты — тоже, но по другой, а когда и «Гелик», и кабриолет одновременно, трудности, будьте уверены, складываются самым скалярным образом.
Желаете персонально? Извольте: классические «Гелендвагены» унаследовали от своего дальнего полувоенного предка, Steyr-Daimler-Puch, плоское и почти вертикальное лобовое стекло, а какую роль этот элемент кузова играет в формировании звукового поля, известно. Это у нас будет «раз».
«Два» у нас будет то, что кабриолет в открытой конфигурации почти эквивалентен открытому пространству, где нет передаточной функции салона, ответственной за подъём басов ниже 50–70 Гц, да и с закрытым верхом, когда он мягкий, работает вполсилы. «Три» у нас будет «один» и «два», сложенные вместе. С этим и придётся работать.
Несовершенство акустики салона G-класса требует мер специальных, временная коррекция и между стереоканалами, и между полосными излучателями необходима, но недостаточна, уже не раз оказывалось, что от «дырки» в центре звуковой сцены она избавить не может. Нужен центральный канал, и тоже с возможностью ведения регулируемой задержки.
Так определились архитектура фронтальной акустики и основной принцип построения системы. На фронт выбрали компонентные DLS R6A, на тыл — коаксиальные DLS 425.
Центр решено было построить на базе одного из самых удачных диффузорных среднечастотников — Hertz HV70. Динамик центрального канала установлен в специально изготовленном подиуме, это — единственный элемент акустической системы «с изменённой геометрией». Все остальные динамики установлены в основательно доработанных штатных местах.
«Полумягкий» или вовсе отсутствующий выше талии салон требует дополнительной мощности, поэтому усилительная часть системы была сделана внушительной: два двух-канальных усилителя Boston GT275 и два четырёхканальных GT4100.
Деликатные (относительно прочих, конечно) двухканальники работают с пищалками и центральным каналом.
Один из каналов остался незадействованным, но было решено, что это лучше, чем ставить на центр специальный усилитель небольшой мощности, а то окажется, что немалая часть голосовых составляющих пойдёт через наименее качественный усилительный канал. На мощные четырёхканальники легла тяжесть басовой нагрузки. Один работает с фронтальными мидбасами и тыловыми коаксиалами. Второй, каждая пара каналов которого включена мостом, взаимодействует с парой сабвуферов Kicker Solobaric.
Они призваны разобраться с трудностью номер два по нашему списку. Сабвуферы 10-дюймовые, но только у них это не диаметр (которого нет у квадратного диффузора), а сторона, которая у квадрата как раз есть.
Поэтому по площади диффузора каждая головка эквивалентна 12-дюймовой круглой, а две таких своё дело сделают будь здоров как. Сабвуферы установлены магнитами наружу в закрытых корпусах объёмом примерно по 30 л и занимают обе стороны багажника, перешитого кожей. Сабвуферы квадратные. Кожа чёрная. Сидел на руках полчаса, пока не минуло искушение ввернуть что-то про Малевича. Было трудно, прошу оценить и занести в протокол.
Усилители разместились там же, на полу, под прозрачной крышкой. Теперь о том, что скормить этой системе. Сигналы извлекли из штатного головного устройства.
Вывели фронтальные и тыловые линейные выходы, дальнейшее поручили процессору, в роли которого — Audison Bit One. Он занимается раскладкой фронтальных каналов по полосам, вносит временную и частотную коррекцию, в том числе — и для центрального канала, благо каналов обработки у него восемь, а это — именно столько, сколько здесь нужно.
Покончив с делами на берегу, отправляемся в плавание. Приоритеты в озвучивании Sea Doo были несколько иные. На открытом пространстве (уж куда открытее) и на приличном удалении (в пределах длины буксировочного фала) звук должен быть громким без искажений, а тональный баланс — приемлемым.
Поэтому озвучкой водного пространства занимаются трёхполосные корпусные системы, выполненные на основе «морских» коаксиальных головок Rockford Fosgate M282 и M262.
Голосистые и симпатичные коаксиалы отлично встали в доставшиеся с катером закрытые корпуса Boss. Пищалки оставили той же марки, включив их через пассивные кроссоверы Morel. Обе АС установлены на буксировочной дуге и направлены назад. Здесь же смонтирован и мощный светодиодный прожектор. Такие же коаксиалы Rockford Fosgate M262 в количестве шести штук поставили вдоль бортов кокпита, по три с каждой стороны, делить звуковые зоны на фронт и тыл в условиях водной глади не принято, такова морская традиция, у кого хотите спросите.
В отдельном корпусе, да ещё и с фазоинвертором, установлен сабвуфер Rockford Fosgate M212S4, тоже «непотопляемый», в смысле — морской серии. Он подключён к паре каналов усилителя Soundstream STL4500.
К другой паре каналов подсоединена пара M262. Оставшиеся четыре штуки попарно в параллель подключены к двум каналам усилителя Alpine PDX 4.100, два других его канала питают установленные на дуге АС «внешней озвучки». В энергосистему катера добавлен аккумулятор Optima.
Головное устройство Pioneer DEH-6300 SD появилось в системе не сразу, немало претендентов отпали при первых ударах о волну, это не «лежачих полицейских» с ходу проскакивать. У 6300 вибростойкость на волне оказалась лучше, чем у более современных изделий, а если сигнал идёт по USB или с SD, вопрос вибростойкости вообще «уходит в сторону моря».